Еженедельник Свет в Интернет

Главная

Новости

Статьи и обзоры
  Горожанин
  Обнинск в Internet
  Web Design
  Hardware
  Software
  Безопасность
  Серфинг
  Игродром
  Relax
  Технологии
  Web-обзор
  Интернет-ликбез
  Опросник
  УП-Технологии
  ART.net

Ссылки

Архив

О нас

Контакты

Форумы


Основатель:
К.Николаенко

Главный Редактор:
С.Коротков

Web Design:
Neutron


Наш спонсор






Порт POPULAR.RU
POPULAR.RU RegionalBanner Network.






Океан


НПП Метра - промышленные электронные автомобильные вагонные весы
Goldy Interior - салон офисной мебели: кабинеты руководителей, мебель для персонала

= Hardware =

Алексей Чигирев aka Hard

#32(73)/ 18.12.2001

ИСТОРИЯ ЗВУКА НА ПК

продолжение: начало в #65, #67, #69, #70, #73

 

В прошлом номере мы промчались "галопом по Европам", рассмотрев все важнейшие события в звуковой отрасли IT-индустрии, произошедшие в 1996-98 годах. Этот номер целиком будет посвящен продукту небезызвестной компании Creative Labs - Sound Blaster Live!

Creative Labs к 1998 году уже заметно отстала от своих основных конкурентов - ESS, Crystal, Ensoniq, которые еще в начале года представили линейки продуктов, нацеленных на применение шины PCI. Ходили слухи, что Creative имеет на бумаге нечто грандиозное, но оно еще не доведено до конца и поэтому лидер пока выжидает. Слухи эти были не беспочвенными, но даже, несмотря на былую славу и авторитет, Creative не могла себе позволить заканчивать год с убытками. Поэтому руководство компании решило купить Ensoniq, чтобы все имеющиеся у нее наработки использовать под своими товарными знаками. Специально для новой линейки продуктов было создано новое имя: Sound Blaster PCI, в которую входили следующие модели - PCI64, PCI128 и PCI512. Номер в конце названия подразумевал число голосов, которые карта могла воспроизводить одновременно (на самом деле, все карты этой серии воспроизводили аппаратно только 64 голоса, работа по воспроизведению остальных ложилась на центральный процессор). Самой популярной в народе стала карта Creative Sound Blaster PCI128, аналогичная Ensoniq ES1371. Особенность этой карты заключалась в том, что она позволяла создавать одночиповые звуковые решения, чем и воспользовались производители материнских плат (в основном ChainTech и Giga-Byte), интегрируя микросхему Creative CT5880 (в прошлом ES1371) в свои мат.платы. Такая интеграция позволяла предложить пользователю очень качественный 4-х канальный (т.е. с выходами на две пары акустических систем) PCI звуковой контроллер за очень скромные деньги. Тут же сыграла репутация Creative Labs, как производителя качественных звуковых решений, нацеленных в основном на профессионалов и музыкантов. К слову сказать, CT5880 стала второй в истории звуковой микросхемой от Creative Labs, поддающейся интеграции (первой была Vibra/16). Итак, покупка Ensoniq стала не более чем отсрочкой для Creative, и пользователи понимали, что скоро что-то появится.

И оно появилось. Осенью 1998 года Creative начала отгрузку первых партий карт Sound Blaster Live! на базе EMU10K1, от E-mu Systems, которая являлась подразделением Creative Labs с 1995 года. Чип был поистине ошеломляющим по своим характеристикам. EMU10K1 - это PCI-устройство, сочетающее в себе эффект-процессор, синтезатор-семплер, цифровой микшер, многоканальный аудиорекордер, процессор пространственного позиционирования звука, цифровой аудио- и MIDI-интерфейс - все в одном чипе с великолепной аналоговой обвязкой!

Теперь о том, на что особенно напирала Creative в ходе рекламной акции SBLive! - 3D-звуке. Немного теории и практики:

  1. 3D-звук представляется в пространстве, как от источников, так и отражение от стен с учетом материала (текстур) и объема помещения.
  2. Для такого представления требуются немалые вычислительные мощности. Их может предоставить ЦП, но это неминуемо отразится на исполняемом приложении. Соответственно, нужен специализированный цифровой сигнальный процессор (DSP - Digital Signal Processor).
  3. Поскольку вычислениями занимается DSP, требуется быстрый доступ к памяти. Шина ISA не может справиться с возросшим потоком информации, и звуковая карта встает в слот PCI.
  4. Но для взаимодействия с вычислительными мощностями DSP (также как и в 3D графике - см. цикл статей в №61 и №64) приложению требуется интерфейс, называемый API (об API MS DirectSound я уже упомянул во втором номере цикла).

В то время, как Creative "тормозила" с выпуском SBLive! на рынке звука очень прочно обосновалась компания Aureal, созданная инженерами и руководством обанкротившейся фирмы, создавшей в 1992 году небезызвестный Pro Audio Spectrum. Aureal еще в начале года выпустила чип Vortex I, который был нацелен на использование API A3D (Aureal 3D или Audio 3D). Под этот интерфейс к моменту выхода SBLive! уже была выпущена масса приложений (яркий пример - первые версии игры Half-Life от Sierra). И опять (уже в который раз) Creative спасла ее репутация - так как интерфейс A3D был со всех сторон обложен патентами, она не могла использовать его в своих продуктах. Поэтому ей пришлось выпустить свой API - EAX (Environmental Audio eXtensions), являвшийся по своей сути надстройкой на API DirectSound3D от Microsoft.

Теперь перейдем непосредственно к характеристикам SBLive!
Интерфейс: PCI
Кол-во каналов: 4 (I-ое поколение SBLive!), 6 - 5.1 (II-ое поколение - SBLive! 5.1)
Чип: E-Mu Systems EMU10K1
Интегрированные процессоры: музыкальный, звуковой, эффект.
Обработка сигналов: 32-bit, 48KHz с использованием фирменной 8-и точечной интерполяции для уменьшения искажений.
Память: отсутствует, для хранения семплов используется до 32Мб основной памяти, с технологией dynaRAM.
Полифония: 64 голоса аппаратно, 1024 голоса программно (с использованием LiveWare 3.0)
MIDI: 48 каналов - 32 аппаратно на 2 MIDI порта, 16 - на программный синтезатор
Поддержка цифровых эффектов в реальном времени: реверберация, хорус, флэнжер, дисторшн, изменение высоты тона и др. для всех аудиоисточников

Модельный ряд: SBLive! Value (самый низкий сегмент рынка), SBLive! Value 1024 (CT4830 - самая популярная в народе модель), SBLive! X-Player (мэйнстрим рынок), SBLive! MP3 (так же как и X-Player - до России дошла в весьма ограниченных количествах), SBLive! Platinum (hi-end сегмент) + аналогичное семейство SBLive! 5.1.

В следующем выпуске я расскажу о новом семействе звуковых продуктов от Creative, появившемся в 2001 году - семействе на базе нового чипа Audigy. Так же я поведаю о дальнейшей судьбе Aureal.

продолжение следует...

http://www.creative.com http://www.ixbt.com

Copyright © Свет в Internet   Designed by Свет в Internet